|
Для выяснения происхождения названия Баку, необходимо выявить древнейшие этнические напластования и язык древнейших обитателей этой зоны.
Источники сообщают, что в конце первого тысячелетия до нашей эры и в первые века нашей эры западное побережье Каспийского моря, включая Апшеронский полуостров, заселяли ираноязычные племена скифов-массагетов (маскутов), имеющих свое царство, во главе которого стоял правитель из династии порфянских Аршакидов. От имени массагетов получило название селение Машката, ныне Маштага.
Погребальные обычаи массагетов говорят о их принадлежности к маздеизму и зороастрийскому культу. Топонимические и этнографические данные Ширванской и Муганской степи, а также Апшерона, населенного ираноязычными татами, говорят о распространении этого культа в указанной зоне.
Исследование топонимики Апшерона показало, что название его сел в основном связано с наименованиями и языками тех племен и народов, которые в отдаленную от нас эпоху населяли полуостров, оставив свой след в названиях ряда его населенных пунтктов, некоторые из которых сохранились до наших дней. Территория Апшерона в древности была заселена племенами такими, как маскуты, марды, курды, тюрки и др., оставившими свой след в топонимике. Этнонимы Мардакян ознадающиеместо племени мардов, Тюркан - тюки и Кюрдахана поселение курдов явно показывают , что как марды, так и тюрки и курды являлись иноплеменным населением полуострова, и свидетельствуют об этническом меньшинстве этих племен на территории Апшерона. В топонимике Апшерона наличествует довольно сильный иранский пласт. Воозможно, ираноязычное население в этом районе появилось уже в первой половине 1 тысячилетия до н.э.. Известно , что по территории Азербайджана проходили скифские племена, которые, несомненно, частично оседали в указанной зоне. Об этом свидетельствуют и археологические материалы. Топонимы Бильгях, Забрат, Бюлбуля, Рамана, Бузовна, Масазыр, Джорат, Мардакян, Ноухана, Сурахана, Балаханы, Нардаран, Дигах, Горадиль, Хурдалан и др. относятся к иранской лексике.
По сведениям Бакиханова, писавшего в 40-х годах 19 в. за исключением шести селений, говорящих на тюркском языке, остальные селения Апшерона (более 30-ти) говорили на татском языке. По сообщению арабских и персидских источников, сасанидские цари Кубад и Ануширван в 5-6 вв. для защиты и охраны своих северных границ от набегов кочевников-тюрок построили ряд заграждений и Дербендскую стену. Однако археологические работы на северо-восточной части дербендского холма выявили остатки стен дербендских укреплений в слоях 8-6вв. до н.э. В 5 в н.э. при сасанидском царе Ездигеде 2 (438-457г.) на базе этих укреплений была возведена стена, перекрывавшая весь проход от крепости Дербенд до моря и простиравшаяся до вершины холма, где она примыкала к мощной цитадели. Позже, при Ануширване, к сырцовой стене была пристроена вплотную северная каменная стена, послужившая как бы облицовкой сырцовой. В 5-6 вв. сасанидские цари переселили в северо-восточный Азербайджан ряд ираноязычных племен - выходцев из Лахиджана, Табаристана, Гиляна и т.д.. По мнению некоторых исслдователей ( А.К. Бакиханов, М.Г. Велиев-Бахарлы), азербайджанские таты являются остатками тех древних переселенцев иранцев. Таты бесспорно являются одним из древних этнических напластований на территории Апшерона. Наряду с топонимами иранского происхождения на Апшероне сохранился ряд названий сел, который относится к арабской лексике, как например : Хиля, Бинагады, Гала, Зиря и т.д. Антропонимия, отмеченная на Апшероне, относится к послеарабскому периоду и, по-видимому, связана с именами лиц, основавших эти селения или владевших ими: Фатмаи, Мухаммуди, Ходжасан (Ходжа-Хасан), Хукмали и т.д..
Наряду с отмеченными топонимами, характерными для языков иранских и арабского, на Апшероне существуют названия сел, представляющие собой этноними, этимологизирующиеся на почве языков тюркского типа. Изучение наряду с попонимикой археологических , нарративных и лапидарных источников, свидетельствует о заселении Апшерона тюрками в первом тысячелетии до н.э. и в раннем средневековье. Источники сообщают о неоднократных нападениях гуннов, которых раннесредневековые источники отождествляют с тюрками, на Мидию.
Гунны-тюрки бывали на Апшероне в первые века н.э., где возможно, и оседали. Проникновение и нашествия гуннов на Албанию отмечены у авторов 5 в. Егише и Фавстоса Бузанда.
Наличие тюркских элементов в топонимике Апшерона подтверждается названием сел Биледжары, Ахмедли, Кешле-кишлаг, Гюздек, Гобы. Последующая тюркизация Апшерона после сельджуков была связана с нашествием монголов, следы которых прослеживаются в названии села Сарай. Как известно, при монголах было несколько городов с одобным названием. К топонимим тюркского происхождения относятся также названия селений Аг-Бурун, Чемберекенд, Лок-Батан, Сабунчи, Дерин агул и др..
Исследование топонимики Апшерона позволило прийти к следующим выводам. Данные топонимики свидетельствуют об основном ираноязычном населении полуострова, который подвергался интенсивной инфильтрации тюркоязычных племен с начала нашей эры, мощное напластование которых явилось значительным компонентом в этногенезе азербайджанского народа.
Арабы, несмотря на расселение арабских племен в Азербайджане, ассимилировались с местным населением ( состоявшим из тюркоязычных , ираноязычных и кавказских племен) и язык их не сохранился, оставив свой след в топонимике и лексике. Это говорит о том, что ко времени арабского завоевания в стране тюркский и ирански элемент был устойчивым.
Наиболее трудно объяснимым и интереным в ряду рассмотренных топонимов Апшерона является наименование города Баку.
Наиболее раннее название города Баку встречается в источниках 5-8 вв. в виде Багаван, Атли(Атши) Багаван и Атши(Атеши) -Багуан. Под этим наименованием, по мнению ряда авторв, имеется в виду Баку. Топоним Багаван состоит из корня "Бага", означающий во многих индоевропейских языках "бог" , "солнце".
|
|